ВПР

1 вариант
Задания 9-11

Текст

(1)Овстуг... (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором родился Фёдор Иванович Тютчев. (3)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами, постоянно живя за границей или в Петербурге.

(4)Став фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны, я волею судьбы оказался под Брянском. (5)Мой напарник Саша, журналист местной газеты, влюблённый в свой край, готов был часами говорить со мной о Брянске и его окрестностях. (6)Вот и теперь, отвлекаясь от проблем, заговорили мы об Овстуге.

- (7)Там сохранилось что-нибудь?

- (8)Дома господского давно нет. (9)А парк оставался. (10)Вековой. (11)Дуб, липа, тополь. (12)Если только немцы не вырубили. (13)Вот возьмут наши войска Брянск - съездим, поглядим.

- (14)Тютчев-то сам в Овстуге мало бывал.

- (15)Да, но всякий раз, даже приезжая на день-другой, писал под родным кровом стихи. (16)Натоскуется в чужих краях, доберётся до старой усадьбы, и тут его обязательно осенит.

(17)Природа, окружавшая нас в эти дни на Десне, даже израненная и опалённая, была необыкновенно поэтична. (18)Пересвистывались птицы. (19)Река поблёскивала, озарённая осенним солнцем. (20)И в сознании моём начинали звучать тютчевские строки, написанные неподалёку, в Овстуге: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...»

(21)Много позднее, перечитывая стихи и письма Тютчева, я часто вспоминал свой разговор с Сашей. (22)Ведь, правда, если сложить воедино все месяцы, недели, дни, проведённые поэтом под кровлей отчего дома, составится лишь малая часть его долгой жизни. (23)Как известно, более двух десятилетий по долгу дипломатической службы провёл он в разлуке с Россией.

(24)Но тихая усадьба, где Тютчев впервые увидел деревья, небо, птиц, где приставленный к четырёхлетнему мальчику «дядька» Николай Хлопов открывал своему питомцу обаяние русской природы и щедрость родной речи, - весь этот укромный угол в дальнем уезде навсегда остался для поэта воплощением России. (25)Многоцветный поток детских впечатлений не иссякал на чужбине, а, наоборот, разрастался.

(По Я. Хелемскому)

9 задание. Определите и запишите основную мысль текста.

10 задание. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 24-25 текста. Запишите ответ.

11 задание. Какое впечатление произвела на автора текста природа Брянской области? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос:

2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ:

 2 вариант

Текст

(1)В древности народам-земледельцам, для того чтобы прожить и прокормиться, нужно было знать гораздо больше, чем кочевникам-скотоводам. (2)Жизнь заставляла их учиться быстрее. (3)Поэтому у земледельческих народов математика из набора отдельных простейших правил постепенно стала превращаться в науку.

(4)В долине реки Нил с незапамятных времён люди занимались земледелием. (5)После каждого разлива Нила древним египтянам приходилось заново разбивать поля на участки, находить их границы. (6)А для этого надо было уметь измерять площади различных фигур: ведь поле может иметь какую угодно форму.

(7)Древние египтяне были замечательными математиками и инженерами. (8)06 этом свидетельствуют пирамиды - огромные гробницы фараонов. (9)Словно из кубиков, они сложены из громадных - в десятки тонн весом - обтёсанных каменных глыбищ. (Ю)Самая большая пирамида - пирамида Хеопса - выше сорокаэтажного дома. (11)Даже сейчас поднять на такую высоту и расставить вплотную друг к другу тысячи многотонных каменных «кубиков» было бы непростым делом. (12)А ведь у египтян не было ни подъёмных кранов, ни мощных домкратов. (13)Все пирамиды совершенно одинаковой правильной формы, и стоят они не как попало: одна сторона пирамиды всегда смотрит точно на восток, другие - на север, юг и запад. (14)Но построить правильную пирамиду не так просто, а египтяне умели строить их уже 5000 лет назад! (15)Ясно, что строители пирамид должны были очень много знать и уметь.

(16)Кроме пирамид, храмов и дворцов, до нас дошли записи, высеченные на камне, и рукописи, сделанные древними египтянами на папирусе. (17)Некоторые из них посвящены математике и, как ни странно, являются чем-то вроде первых задачников, где даны решения разных практических задач. (18)Удивительно, но в них почти нет задач по геометрии. (19)Однако о том, что египтяне превосходно для своего времени освоили эту науку, рассказывают другие документы и замечательные египетские постройки.

(По И. Депману)

9 задание. Определите и запишите основную мысль текста.

10 задание. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1- 3 текста. Запишите ответ.

11 задание. Какие чувства вызывают у автора текста свидетельства о знании геометрии древними египтянами? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например:

 

Задание 12

1.      Определите и запишите лексическое значение слова «корреспондент» из предложения 4.

(4)Став фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны, я волею судьбы оказался под Брянском.

2.      Определите и запишите лексическое значение слова «древность» («в древности») из предложения 1.

(1)В древности народам-земледельцам, для того чтобы прожить и прокормиться, нужно было знать гораздо больше, чем кочевникам-скотоводам.

3.      Определите и запишите лексическое значение слова «астроном» («астрономами») из предложения 2.

(2) У финикиян не было ни плодородной земли, ни богатых пастбищ, однако недаром довольно долгое время финикияне считались лучшими мореплавателями, астрономами и изобретателями.

4.      Определите и запишите лексическое значение слова «почитать» («почитали») из предложения 6.

(6)Ведь геометрию древние греки всегда особенно почитали.

5.      Определите и запишите лексическое значение слова «незапамятные» из предложения 6.

(6)Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь.

6.      Определите и запишите лексическое значение слова «талантливый» из предложения 2.

(2)Это был маленький, но удивительно талантливый народ, у которого даже сейчас, тысячи лет спустя, есть чему поучиться.

7.      Определите и запишите лексическое значение слова «очарованный» из предложения 7.

(7)Одну минуту ты внимательно смотришь на неё, очарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю.

8.      Определите и запишите лексическое значение слова «завод» из предложения 6.

(6)Пришлось заказать шкаф на соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов.

Завод - предприятие по производству, изготовлению или переработке чего-либо.

9.      Определите и запишите лексическое значение слова «столяр» из предложения 5.

(3)В мечтах мне рисуется именно полка - никак не шкаф, а именно одна полка, один, если так можно выразиться, этаж шкафа. (4)Где раздобыть такую? (5)Пожалуй, нужно заказать столяру. (6)Почему я ограничиваюсь только мечтой?

10.  Определите и запишите лексическое значение слова «приютить» («приютило») из предложения 13.

(13) Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок.

11.  Определите и запишите лексическое значение слова «меркнуть» («меркла») из предложения 11.

(9)Наивная детская выдумка несла в себе необыкновенный заряд, которого хватило на долгий век Льва Николаевича. (10)Уже давно выросли братья, умер Николенька, старость пришла, а тайна зелёной палочки продолжала существовать в сознании. (11)Легенда эта не меркла. (12)Она обрастала житейской мудростью, не теряя утренней своей свежести. (13)Она звенела где-то в глубине души, как чистая струна, среди надежд и страстей, которые обуревали великого художника.

 

Задание 13

1. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14-15, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

- (14)Тютчев-то сам в Овстуге мало бывал.

- (15)Да, но всякий раз, даже приезжая на день-другой, писал под родным кровом стихи. (16)Натоскуется в чужих краях, доберётся до старой усадьбы, и тут его обязательно осенит.

2. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 8-9, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(8) О6 этом свидетельствуют пирамиды - огромные гробницы фараонов. (9)Словно из кубиков, они сложены из громадных - в десятки тонн весом - обтёсанных каменных глыбищ.

3. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14-15, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(14)Вы, вероятно, слышали высказывания о трудности китайской грамоты. (15)А финикияне догадались, что можно зафиксировать значками не слова, а звуки, из которых состоят эти слова.

4. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(16)Но самым важным «инструментом» Евклида были рассуждения, правильные и точные рассуждения, которые он использовал для доказательства всего того, что описывал. (17)«Рассуждение» и «доказательство» - это своего рода чудесные сапоги-скороходы, которых раньше у других народов не было; «рассуждение» и «доказательство» вознесли греческую математику на большую высоту.

5. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(16)Так люди приспособились считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, - собственной пятернёй. (17)Часто говорят: «Знаю, как свои пять пальцев».

6. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(9)Греки считали, что спор помогает найти единственно верное решение. (10)Они даже мудрое изречение придумали: «В споре рождается истина».

7. Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(6)Бывало, ходишь по моховым кочкам болотистого леса, и вдруг перед тобой неожиданно открывается огромная сухая поляна, вся в необыкновенных цветах и в ярком солнце.

8. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(7)Когда наш книжный шкаф был сделан, его нужно было привезти, а это тоже дело нелёгкое. (8)Хорошо помню, как мы ждали несколько недель, прежде чем подвернулась оказия.

9. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(7) Что, трудно позвать столяра, потолковать с ним, описать ему, что именно имею я в виду?

(8) Нет, всё же не зову, и мечта остаётся неисполненной.

10. Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(8) Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и страж зимнего леса качнул ей навстречу своей ветвью.

11. Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 13, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(13)Она звенела где-то в глубине души, как чистая струна, среди надежд и страстей, которые обуревали великого художника.

14 задание

Соедини пословицу и её значение.

Пословица

Значение

Всякому мила своя сторона

не всегда ласковые или приятные слова бывают искренними, идущими от сердца, это могут быть слова лицемерного человека

На языке - мёд, а на сердце - лёд

дружба дороже богатства

Не красна изба углами, а красна пирогами

не стоит торопиться с выводами или подведением итогов; надо немного подождать, ведь только спустя какое-то время становится ясным, что из задуманного получилось, а что нет

Чему Ванечка не научился, того Иван не выучит

учение всегда связано с преодолением определённых трудностей, но результат, который оно приносит, помогает человеку достигнуть успеха в жизни

От доброго слова язык не усохнет

счастье не даётся даром, его надо заслужить трудом, заработать

Цыплят по осени считают

любой человек любит свой родной край, место, где он родился и вырос

Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь

слова, не подкреплённые делами, не имеют никакого значения, не приносят пользы, как и расколотый пустой орех

Корень учения горек, да плод его сладок

чтобы сохранить дружбу на долгие годы, надо относиться к друзьям с уважением, считаться с их мнением и интересами, а если возникает необходимость, вставать на их защиту

Пустые слова что орехи без ядра

человек не должен скупиться на хорошие, приятные слова окружающим; не надо стесняться произносить искренние слова благодарности, поддержки другим людям

Друга ищи, а найдёшь — береги

человек должен внимательно относиться к тому, что он говорит и пишет; слово обладает огромной силой, необходимо отвечать за свои слова, сказанные и написанные

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно

если в детстве человек не приобретёт полезные навыки, не усвоит общепринятые нормы поведения, то, будучи взрослым, не следует этим нормам, многого не умеет делать

Счастье у каждого под мозолями лежит

умение читать книгу внимательно, понимать суть прочитанного помогает человеку очень многое узнать об окружающем его мире

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

гостеприимство хозяев, их хлебосольство, радушие ценятся людьми больше, чем внешнее и внутреннее убранство дома

 

 


8 класс

Комментариев нет:

Отправить комментарий