К.М. Симонов. "Майор привёз мальчишку на лафете.."


Здравствуй!



Сегодня ты познакомишься со стихотворением Константина Михайловича Симонова "Майор привёз мальчишку на лафете..."
Лафе́т — станок артиллерийского орудия.


Прочитай стихотворение в учебнике на стр. 160-161.


Прочитай о стихотворении.
Великая Отечественная война стала почвой для создания патриотической лирики. Одним из самых популярных произведений этого трагического периода стало творение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете...».
Стихотворение было написано в 1941 году. 
Симонов был военным корреспондентом, поэтому был в курсе всего, что происходило на фронте. Великая Отечественная война застала советских солдат врасплох. Плохо подготовленные, они готовы были отступать. Писатели поднимали боевой дух войска своими произведениями. Не исключение и К. Симонов. Его стихотворения были очень популярными. Защитники Отечества переписывали их, заучивали. 
Главная тема произведения К. Симонова – судьба детей войны. 
Об истории ребенка рассказывает лирический герой, под образом которого скрывается солдат-очевидец. 
Солдат-очевидец рассказывает, как маленький мальчик попал к солдатам. Его мать погибла, а раненый отец решил отдать судьбу сына в руки сослуживцам. Отец знал, что боевые товарищи не бросят мальчишку.
Ребенок спит на лафете, обняв игрушку. Он, наверное, ещё не осознал, что стал сиротой. От такой картины сжимается сердце. Поэт замечает, что ребенок седой. Эта детали достаточно, чтобы представить, что пришлось вытерпеть маленькому человеку.
После лаконичного портрета следуют стихи обращенные к невидимому адресату, который никогда не бывал на фронте и не видел всех ужасов войны. Можно предположить, что под этим образом скрывается женщина, которая просит солдата вернуться домой, доказывая, что всех не спасёшь. Лирический герой рассказывает, почему не может так просто оставить фронт: горе мальчика «оборвало сердце» солдата. Теперь защитник не может вернуться домой, не освободив родные земли от врага. Он знает, что только так можно защитить детей от несчастливой военной судьбы.
Жанр – элегия, так как лирический герой печально рассказывает об увиденном, заканчивая свой монолог раздумьями о проблеме долга перед Родиной, детьми. Стихотворный размер – пятистопный ямб. 
МайОр привЁз мальчИшку нА лафЕте

Для объединения строк использована перекрестная рифмовка.
Перекрестная рифмовка – это рифмовка по схеме АБАБ, т.е. когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой.
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и создания образа ребенка К. Симонов использовал языковые средства (средства художественной выразительности). Их в тексте не очень много, так как строки написаны от имени простого солдата. В стихотворении есть метафоры «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца» и эпитеты «исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».


Пройди по ссылке Личный кабинет гражданина Кемеровской области 
Введи свой логин и пароль, зайди в раздел "ШКОЛА", далее зайди в раздел "Домашнее задание", найди тест "К.М. Симонов. "Майор привёз мальчишку на лафете...". 
Выполни тест в Э.Ш. 2.0. 
Результат автоматически отразится в электронном дневнике. Желаю удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий